Налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка может пройти для вашего предприятия незаметно, а может выявить нарушения, за которые придется отвечать по закону. В этом случае, если вы не согласны с решением налогового органа, стоит подать возражение и добиваться другого решения, чтобы не платить штрафы.

Подобные налоговые споры относятся к числу достаточно сложных и требуют умения хорошо разбираться в тонкостях фискального законодательства и знания специфики взаимодействия с ФНС.

Юристы адвокатской конторы «Магнат» в Екатеринбурге обладают необходимой квалификацией, имеют большой опыт работы по таким вопросам. Наши адвокаты успешно выиграли не один десяток дел по налоговым спорам.

Что такое камеральная проверка?

Камеральной налоговой проверкой называются мероприятия, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, чтобы выяснить, как на предприятии выполняются требования фискального законодательства.

Для этого проверяются документы, предоставленные налогоплательщиком в Инспекцию ФНС – налоговая декларация и другая документация.

Порядок проведения

Порядок проведения такой ревизии оговорен в статье 88 НК РФ. Она выполняется после того, как плательщиком были переданы в ФНС соответствующие документы.

При этом специальное разрешение руководителя подразделения фискальной службы и согласия налогоплательщика не требуется. Он также не уведомляется о том, что проверка будет проводиться.

В специальной программе ФНС выполняется сверка контрольных соотношений. Отчеты, которые предоставил плательщик, сравнивается со сведениями, которые были даны им за предыдущий отчетный период, а также соотносятся с движением средств на счету и цифрами по иным налогам за тот же период времени.

Срок камеральной проверки – от двух до трёх месяцев. Это означает, что налоговики могут проверять документацию на протяжении этого времени, начиная с того дня, когда была предоставлена информация в налоговую инспекцию.

При такой налоговой проверке могут выясниться различные ошибки в заполнении декларации, а также несоответствие информации, которая указана в поданной налогоплательщиком документации, данным ФНС и тем сведениям, которые она получает из других источников: банков и контрагентов проверяемого предприятия.

В этом случае плательщику налогов сотрудники фискального органа направляют письмо, в котором содержится требование о предоставлении пояснений по обнаруженным недочетам, либо о внесении поправок в декларацию о доходах.

Кого именно и когда проверять, фискальная служба решает сама: этого НК не регламентирует.

Углубленная камеральная проверка

Выделяются два вида камеральной проверки – обычная и углубленная. Во втором случае помимо сверки с использованием контрольных соотношений у налогового органа есть право

  • потребовать у плательщика налогов дополнительно предоставить документы, если это предусмотрено статьями 88 и 93 кодекса;
  • потребовать данные и документацию у контрагентов плательщика и других лиц: это оговаривается в статье 93.1 НК;
  • провести допросы свидетелей согласно статье 90-ой;
  • провести экспертизу, как указано в статье 95-ой (в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля);
  • привлечь к участию в инспекционных мероприятиях переводчиков и экспертов: данный момент регулируется 31, 95 и 97 статьями;
  • осмотреть по согласию плательщика документы и предметы, как указано в статья 91 и 92.

Углубленная форма применяется нескольких случаях, если

  • в декларации обозначена сумма НДС, на основании которой налогоплательщик хочет получить налоговое возмещение; по этой причине многие предприниматели переносят получение вычета на максимально возможный срок в три года, чтобы сократить число камеральных проверок;
  • плательщик указывает свое право на получение льгот по налогам;
  • предоставляется отчет по налогам, которые относятся к деятельности по использованию природных ресурсов;
  • декларацию предоставляет участник инвестиционного договора, член товарищества;
  • в декларации обнаружены данные, которые вступают в противоречие с другой информацией в том же документе или не соответствуют сведениям, которые указаны в декларации по НДС, данной другим лицом, например, контрагентом налогоплательщика;
  • если спустя два года после того, как была подана декларация, в новой уточненной декларации убыток или сумма налога были увеличены или уменьшены.

В случаях, когда ни одно основание не относится к вам, вы имеет право не предоставлять фискальной службе никаких дополнительных документов.

В пункте 3 статьи 88 НК РФ указывается, в каком порядке должны предоставляться пояснения.

  • Они должны быть в письменном виде: направить сведения можно по почте, принести в фискальный орган лично или направить по интернету с заверением электронной подписью (в большинстве случаев декларация по НДС сдается исключительно по ТКС).
  • Срок предоставления пояснений – пять рабочих дней с момента, когда было получено требование. Если нарушить его, то возможно наказание по п.1 ст.129.1 НК РФ в размере 5 000 руб.
  • В декларацию изменения вносятся также в определенном порядке. Для этого в ФНС подается уточненная декларация.

Какие действия может предпринять налоговый орган после камеральной проверки?

Если никаких нарушений не обнаруживается, проверка заканчивается автоматически. Информировать об этом плательщика ФНС не обязана.

Когда нарушения выявляются, сотрудники инспекции составляют акт камеральной проверки: это должно быть сделано не позднее, чем через десять рабочих дней с того момента, как проверочные мероприятия завершены. Такое условие оговорено в статье 100 НК. Далее в течение пяти рабочих дней акт должен быть вручен налогоплательщику. Он имеет право не согласиться с заключением и подать свои возражения на протяжении следующего месяца.

После того, как этот срок заканчивается, у руководителя подразделения фискальной службы есть обязанность рассмотреть в течение десяти рабочих дней все материалы, на основании которых выполнялась проверка, ее результаты, а также возражения налогоплательщика. При этом у фискального органа есть обязанность сообщить плательщику, когда и где будут рассматриваться материалы проверки.

После этого должно быть вынесено решение, согласно которому плательщик либо привлекается к ответственности за налоговое правонарушение, либо заявляется отказ от такого привлечения. В некоторых ситуациях руководитель может продлить срок, в течение которого будут рассмотрены материалы проверки: это время составляет не более месяца. Кроме того, он имеет право провести дополнительные контрольные мероприятия.

Оспаривание результатов камеральной проверки

При несогласии с решением ФНС нужно последовательно совершить два действия:

  • обратиться с жалобой в вышестоящий орган инспекции: он может все оставить, как есть; отменить решение или изменить его;
  • если вышестоящий орган ФНС примет не устраивающее вас решение – подать заявление в арбитражный суд: этот способ возможен только после обращения в вышестоящую инстанцию налоговой инспекции.

На рассмотрение жалобы дается от одного до двух месяцев, после чего в течение трех рабочих дней налогоплательщику должно быть отправлено письмо с решением.

Подавать иск можно в течение трех месяцев с момента, как плательщик получил решение по своей жалобе, либо со дня окончания срока, данного фискальному органу на подготовку ответа на жалобу.

Когда обращаться за профессиональной юридической помощью?

Помощь опытного юриста, специализирующегося в области налогового законодательства, может потребоваться в нескольких случаях.

  • Если по результатам камеральной проверки к вам обратились сотрудники фискальной службы с требованием предоставить пояснения, грамотный юрист выяснит, насколько обосновано такое требование. Если основания есть, адвокат нашей конторы поможет подготовить пояснения по всем правилам, чтобы в дальнейшем не возникло проблем и решение было вынесено в вашу пользу.
  • Если налоговая инспекция вынесла акт или решение о нарушениях, обнаруженных в документации, и на этом основании намерена привлечь вас или вашу компанию к ответственности. В такой ситуации адвокат составит текст возражения или жалобы на акт или решение ФНС с учетом всех факторов. Во многих случаях это помогает разрешить разногласия на данном этапе, не доводя дело до суда.
  • Если вышестоящий орган принял решение оставить все в силе, и это вас не удовлетворяет, юрист по налоговым спорам подготовит заявление в арбитражный суд, соберет все необходимые документы. При вашем желании адвокат выступит вашим представителем на судебных заседаниях и сделает все возможное, чтобы защитить ваши законные интересы.

Обратиться к налоговому юристу вы можете также на стадии подачи декларации в ФНС. Специалист проверит правильность составления документов, а также обратит внимание на моменты, которые могут стать причиной претензий со стороны фискальной службы. Это снизит вероятность возникновения налогового спора.

Адвокатская контора «Магнат» сотрудничает со многими предприятиями и предпринимателями в Екатеринбурге и за его пределами. Наши юристы успешно выигрывают даже самые сложные дела.

Написать ответ или комментарий