Налоговая

Как налоговая обманывает людей при налоговой проверке физических лиц

Всё чаще налоговые органы при проведении налогового контроля за физическими лицами, допускают грубейшие ошибки, обманывая людей. Вот пять самых распространённых способа по мнению налогового адвоката Мелихова А.В.

1. Физическое лицо как налогоплательщик

Физическое лицо, как налогоплательщик с точки зрения Налогового Кодекса и отличия в регулировании этого вопроса в Уголовном Кодексе:

В п.1 примечания к ст.198 УК РФ разъяснено, что под физическим лицом – плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

            Понятие физического лица в Налоговом Кодексе РФ отличается от в уголовного права, что следует из анализа п.3 ст.45 НК – взыскание с ИП или особенно ярко это проявлено в п.1 ст.48 НК РФ, посвященной взысканию задолженности в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся ИП (утратившим статус ИП) .

2. Рассмотрение материалов налоговой проверки в отсутствии налогоплательщика или его представителя.

Налогоплательщика – физическое лицо уведомляют о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, он является, ему вручают уже готовое решение.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка (его представитель), не может быть лишено права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 78 Постановления Пленума ВАС России от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», из положений ст. 88, 89, 100, 101 и 139 НК РФ следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки (подп.2 п.3 ст.101 НК РФ) предусматривает установление лиц, явившихся , выясняет вопросы надлежащего извещения участников производства и принимает решение о возможности рассмотрения.

  Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Как указано п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не извещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ ).       

3. Отсутствие доводов налогоплательщика-физического лица в решение налогового органа.

В частности сведения, которые должны быть указаны в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены в п. 8 ст. 101 НК РФ. Форма и требования к составлению такого решения утверждены приказом ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@ (приложение № 36, форма по КНД 1165020).

По смысле названных нормативных актов в описательной части решения указываются, в том числе, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

  • Нечеткость, двойственность формулировок, когда выводы инспекции противоречат нормативному обоснованию, противоречат описательной части акта, дополнения к акту и оспариваемого решения, противоречат собранным в ходе проведения налоговой проверки материалам (доказательствам).
  • Часто встречаются случаи, когда налоговым органом производится необоснованное смешение правовой природы разных налогов и, соответственно, разных оснований для доначисления таких налогов.

Несмотря на то, что предметом проверки в отношении физического лица является  правильность, полнота и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц. Плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций он не является. Однако фискальному анализу подвергаются отношения налогоплательщика физического лица к другим налогоплательщикам как при проверке обоснованности заявления налоговых вычетов по НДС и расходов при исчислении налога на прибыль.

В ситуации с проверкой обоснованности принятия к вычету сумм НДС и затрат в составе расходов при исчислении налога на прибыль налоговыми органами (и судами) оценивается разумность проявленной осмотрительности при вступлении в хозяйственные отношения с контрагентом, факт формирования источника для возмещения налога из бюджета и т.п. обстоятельства.

4. Смещение налоговым органом акцента с непосредственных действия налогоплательщика-физического лица на анализ его контрагентов.

В акте налоговой проверки и решении налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки, вместо анализа деятельности налогоплательщика-физического лица, приводится анализ финансово-хозяйственной деятельности других налогоплательщиков. Прямо в решении не указано, но налоговый орган прямо указывает на неосмотрительность физического лица при совершении тех или иных значимых действиях.

5. Ошибки при определении и порядке исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и ПФИ, регламентированными ст. 226.1 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 226.1 НК РФ (в редакции, действующей в 2018 году) налоговым агентом при получении доходов от осуществления операций (в том числе учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете) с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях настоящей статьи, а также статьи 214.1, абзаца второго пункта 1 статьи 214.2, статей 214.3, 214.4 и 214.9 настоящего Кодекса и доходов, полученных в виде материальной выгоды от осуществления указанных операций и определяемых в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса, признается доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.

При этом каждый налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика в соответствии с указанными договорами, за вычетом соответствующих расходов.

Вывод:

инспекция неправомерно возлагает на налогоплательщика обязанность по подтверждению вычетов, которые были применены налоговым агентом.

  • В практике нередки случаи, когда сотрудники налоговых органов при проведении проверки фактически отказываются проводить оценку предоставленных документов налогоплательщиком – физическим лицом. Так, налогоплательщик по требованию налогового органа предоставил брокерские отчеты в целях проверки правильности применения вычетов по операциям с ценными бумагами и другими активами. Сотрудник налогового органа в силу своей квалификации или просто нежелания разбираться в толстых отчетах, вместо консультации со специалистом по этому вопросу – банковским брокером или иной организацией, указывает на незаконность применения вычетов.

Словно вызов налогоплательщику, раз такой умный, вот сам и доказывай!!!

Loading

Напишите ответ или комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.