Новые правила назначения адвокатов в уголовных делах

Новый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве в России вступил в силу 15 марта 2019 года. Примечательно, что прежний Порядок не был просто откорректирован – ФАП выпустила новый документ, где появилось несколько новых принципов и разделов. По словам специалистов, радикальных изменений по сравнению с прежним новый документ не вводит, однако дает возможность значительно улучшить работу адвокатской службы по уголовным делам.

Необходимость перемен

Совет Федеральной палаты адвокатов России утвердил новый порядок, по которому будут назначаться защитники по уголовным делам, 15 марта 2019-го. Документ заменил решение Совета ФПА от 05.10.2017 (протокол № 5), которое применялось ранее. Необходимость в принятии новых правил объяснятся недостатками, присутствовавшими до этого в данной области. Федеральное законодательство не обеспечивало эффективное регулирование процесса назначения защиты в уголовном судопроизводстве. До 1 марта 2019-го выбирать его разрешалось следователю или дознавателю: это давало почву для злоупотреблений. Теперь возможность произвола исключена, региональные адвокатские палаты не могут определять свои правила при назначении защитников.

Однако до 1 октября этого же года будут применяться прежние правила работы региональных палат, которые не противоречат новому Порядку. К этой дате их необходимо согласовать с новым документом и Советом ФПА.

В новом документе 13 разделов, в том числе переходных положений (в прежнем порядке было только 7 разделов). Приводится пять основных принципов, по которым назначаются адвокаты по уголовным делам:

  • адвокатура независима от государства;
  • адвокаты имеют равные права быть назначенными на роль защитника (равноправие);
  • территориальный принцип назначения защитников;
  • непрерывность защиты;
  • централизация и информатизация при назначении.

Основные новшества

В документе вводится несколько новых положений.

  • Принцип равноправия, под которым подразумевается, что для назначения на роль защитника не играет роли, в какой форме специалист получил адвокатское образование. Этот принцип называют одной из ярких новелл Порядка.
  • Новый порядок, согласно которому дознаватель, следователь и судья обязаны уведомлять адвокатскую палату о том, какое решение принято в плане назначения. Уведомление может передаваться в письменном виде (постановление, заявка, запрос и другие), устно (через телефонную связь) или по интернету. В документе разрешается обозначить, какова квалификация преступления, которое вменяется в вину подзащитному; данные юриста, до этого момента принимавшего участие в деле; другие сведения, которые разрешают давать правила региона (срочность назначения и другие). Эта информация может использоваться, чтобы уменьшить сроки назначения. Но если каких-то из озвученных данных нет, это не основание, чтобы отказать назначить специалиста защитником.
  • Обозначены правила уведомления о назначении, способы и время его приема. При этом адвокатская палата обязуется хранить и обрабатывать эти сведения так, чтобы посторонние лица не могли получить к ним несанкционированный или незаконный доступ.
  • Распределяя поручения, которыми назначаются адвокаты по уголовным делам, адвокатская палата региона должна принимать во внимание, сколько специалистов по назначению участвует в делопроизводстве, на каком расстоянии они находятся от служб дознания, следствия и судов, другие моменты.
  • Именно на Советы региональных адвокатских палат возлагается обязанность организовывать работу так, чтобы Порядок и Правил палат выполнялись.
  • Документ вводит минимальные стандарты, которым должна соответствовать работа специалиста при защите в уголовном деле – в разделе 10. Если же специалист эти требования не выполняет или делает это ненадлежащим образом, Порядок разрешает применить к нему меры дисциплинарной ответственности.
  • Также вводится принцип централизации и информатизации. Адвокаты теперь назначаются централизованно, при этом применяется информационная система автоматизированного распределения требований.
  • Появился новый раздел об уведомлении о назначении защитника. Прописаны детали процесса. Отныне, получив от адвокатской палаты поручение выступить в роли защитника, специалист обязуется в течение 15 минут принять решение, в котором указать, может или нет он участвовать в уголовном деле. Когда сроки не соблюдаются или специалист отвечает «нет», палата делает предложение другому, и так до того момента, пока кто-то его не примет. При этом поручения должны распределяться среди определенных защитников, палаты должны учитывать особенности региона.

Изменения в порядке

В новом документе прослеживается несколько основных отличий от порядка, который применялся в таких ситуациях ранее.

  • В предыдущем порядке обозначался принцип приоритетности, согласно которому адвокат, который защищал клиента на этапе предварительного расследования, имеет первоочередное право быть назначенным защитником и во время судебного разбирательства. В новом порядке это правило заменено другим принципом, который определяет непрерывность защиты. Это означает, что на протяжении всех этапов ведения уголовного дела подзащитного защищает один и тот же специалист. Однако в этом правиле возможны исключения.
  • Принцип территориальности, согласно которому на роль защитника в уголовном деле не может претендовать юрист, если данные о нем включены в адвокатский реестр другого субъекта, дополнен еще одним исключением. Такое правило, начиная с 1 марта 2019-го, не используется, когда действия процессуального плана и заседания суда происходят на территории одного и того же субъекта в случае, если уголовное дело находится в производстве дознавателей и предварительного следствия, а также суда иного региона. Этот момент распространяется и ситуации, когда процессуальными действиями занимаются федеральные или межрегиональные органы предварительного расследования.

Что меняют нововведения

Новшества, которые появились в Порядке назначения защиты по уголовным делам, по словам самих специалистов в этой области, значительно повлияют на работу адвокатских палат.

Например, то, что принцип равноправия в документе закреплен дополнительно, поможет избежать неконструктивной практики, когда адвокаты дискриминируются при назначении на ведение уголовных дел. Такое ранее происходило в некоторых региональных палатах и лишало некоторых юристов возможности получить работу защитника по делу, соответственно, — заработка.

Переименование принципа приоритетности в принцип непрерывности, по мнение опытных адвокатов, ведет к повышению уровня ответственности для органов предварительного расследования и судов, а также самих адвокатов. Последним теперь требуется добиваться, чтобы этот принцип строго соблюдался, иначе их могут привлечь к ответственности дисциплинарного плана.

Как говорят специалисты, четкое обозначение и конкретизация в новом документе обязанностей юриста (раздел 10), поможет поднять качество адвокатской помощи.

Территория применения

Вступивший в действие документ, по которому назначаются защитники по уголовным делам, должен применяться во всех субъектах РФ. Не имеет значения, где назначается адвокат. А вот региональные правила принимает адвокатская палата субъекта федерации – и они действуют только в его пределах.

Согласно данному документу, у советов палат адвокатов есть обязанность новый Порядок и правила региона довести до дознавателей, служб, ведущих предварительное следствие, и судов, которые работают в границах их субъектов. Сведения также должны быть доведены до адвокатов, которые включены в региональный реестр.

Заключение

По мнению многих адвокатов, новый документ хорошо продуман и взвешен. Главное его достижение состоит в том, что удалось избежать передачи полномочий по назначению защитников государству: угроза такого варианта развития событий была очень высока.

Решение ФПА вносит значительные улучшение в процесс защиты по уголовным делам. К таким положительным моментам сами специалисты относят принцип равноправия и непрерывность защиты. А также возможность определять порядок, по которому назначаются адвокаты. И исключение негативных моментов, способствовавших ранее неоднозначной оценке со стороны общества качества работы защитников, которые назначались органами правопорядка.

ОДИН КОММЕНТАРИЙ

Написать ответ или комментарий