Риски руководителя

Риски руководителя

Что может быть страшного в предпринимательской деятельности?

Не вернули займ или обманул партнер? Контрагент не выполняет условия договора, срыв контракта?

Нет! Есть более страшные вещи и сейчас именно об этом. Для начала рекомендуем ознакомиться с Определением Арбитражного Суда Свердловской области от 18 октября 2019 года по делу №А60-23097-59/2017.

Внешне безобидно. Но дьявол всегда скрывается в мелочах.

Рассказывает адвокат, заведующий Адвокатской конторой №22 «Магнат» (г. Екатеринбург), Мелихов А.В.

И так, конкурсный управляющий обращается в суд  с заявлением о признании недействительными платежей по договору услуг по управлению компанией индивидуальным предпринимателем на сумму 17 млн. рублей. Суть этих платежей: компания создана в 2011 году, из состава учредителей был выбран генеральный директор. В 2013 году компания достигла хороших успехов, являясь, по-сути, инжиниринговой компанией. В 2014 году участники компании принимают решение на общем собрании об изменении порядка управления: упраздняют должность генерального директора и предают функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю – бывшему генеральному директору – с установлением должностного оклада в размере 150 000 рублей и процентами (бонусы) по результатам деятельности компании. Заключен договор по управлению обществом, который был зарегистрирован в налоговых органах.

Схема с ИП

В период управления обществом ИП были перечислены спорные денежные средства, Господин конкурсный управляющий при обращении в суд указал на недействительность этих платежей, пояснив, что считает сумма вознаграждения Управляющего сильно завышена, поскольку ему ранее официально начислялось только 15 000 рублей, а после того заключения официального договора управления сумма увеличилась до 150 000 рублей. В ходе судебного заседания Господин конкурсный управляющий добавил, что руководитель ничего не делал, ему приносили только бумажки на подпись и все. Практически номинал, забыл уточнить от скромности, что в другом процессе по привлечению того же управляющего к субсидиарной ответственности, Господин конкурсный утверждал, что именно управляющий вел всю финансово-хозяйственную деятельность и за все должен отвечать.

Решение суда

Что же суд? Посчитал, что приведенные сведения о принимаемом участии управляющего в управлении деятельностью компании не свидетельствуют о радикальной смене функций и объема обязанностей его как руководителя, и не приведены разумные доводы о том, чем обусловлена значительная разница в размере вознаграждения иных руководителей (отделов).

Остались без внимания доводы представителей управляющего о том, что в период управления последнего увеличен оборот и выручка компании за три года в три раза путем заключения успешных сделок, а банкротство вызвано отзывом лицензии у банка, в котором был открыт расчетный счет компании, и в один миг преуспевающая компания осталась без всех денежных средств.

Напротив, организация деятельности компании, координация деятельности всех отделов  и участие иных руководителей этих отделов, по мнению суда, свидетельствует о несоответствии вознаграждения руководителя, при наличии иных руководящих должностей с размером заработной платы в десятки раз меньше.

Если вы думаете, что это неприятно, то ошибаетесь!

Суд определил заявление конкурсного управляющего удовлетворить полностью и взыскать все полученное руководителем в виде вознаграждения за все три года. Другими словами, суд определил, что не должен руководитель получать зарплату, вознаграждение – должен быть и так счастлив.

Что делать руководителю, как не допустить такого искажения фактов:

  1. Подготовить и  утвердить должностные инструкции;
  2. Отдельно разработать Положение о порядке согласования договоров, утверждения порядка работы с контрагентами с указанием ответственных должностных лиц;
  3. Утвердить порядок претензионной работы в компании;
  4. Вести учет командировочных удостоверений, следить за бухгалтерской отчетность  и состоянием первичной документации по командировкам;
  5. По итогам внутренних совещаний подписывать протокол каждой встречи и принятые решения;
  6. Составлять справки для утверждения на том же совещании о проделанной работе;
  7. Вести отчет о своей деятельности – не для потомков, а для фискалов и судов!

Написать ответ или комментарий