Вызов в налоговую (ИФНС)

Вызов в налоговую (ИФНС)

Сегодня
у нас тема вызова налогоплательщика в налоговую инспекцию (ИФНС) для дачи
пояснений.

Рассмотрим
вариант, когда у инспекции возникли вопросы по вашей декларации, в которой вы
зачем-то отразили вычет по НДС по взаимоотношениям с сомнительным контрагентом
(возможны и другие причины вызова, но сегодня мы их касаться не будем).

Итак, вы получаете «Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика». Что вас ожидает в налоговой инспекции, что будут спрашивать, что будет дальше и как себя вести – на эти вопросы попробуем коротко ответить в настоящем видео.

https://youtu.be/1WgMr8cEVf8

Во-первых, кому идти в инспекцию и вправе ли это сделать не
директор или индивидуальный предприниматель, а уполномоченное лицо
(представитель).

Юридически приглашение
адресовано налогоплательщику, а
значит явиться может любой представитель
этого налогоплательщика, как руководитель, сам индивидуальный предприниматель,
так и представитель по доверенности (бухгалтер, юрист, менеджер, адвокат).

Конечно, инспектор может настаивать, что он просил явиться именно директора, однако со ссылкой на ст. 29 НК РФ необходимо настаивать, что поскольку уведомление адресовано налогоплательщику, явка любого его представителя с должным образом оформленными полномочиями будет являться надлежащей.

Почему инспекторы настаивают именно на явке руководителя?

Причина в том, что вопросы в
рамках такого мероприятия будут касаться не только указанных в соответствующем
уведомлении контрагентов, но и самого налогоплательщика и инспекции не нужен
человек, который на любые вопросы «не по теме» будет отвечать «не знаю». Кроме
того, инспекция желает удостовериться, что директор налогоплательщика –
реальный руководитель.

Мы обычно на такие мероприятия советуем ходить втроем. Не потому что весело, а так безопасней. Руководитель, бухгалтер и адвокат.

Какие вопросы будут задавать?

Сначала, как правило, идут
общие вопросы, касательно деятельности самого налогоплательщика (чем занимается
организация, сколько сотрудников, где располагается, как проверяется контрагент
при заключении договоров, где осуществляется поиск поставщиков и исполнителей и
т.п.).

Затем вопросы будут касаться спорного контрагента. Это основные вопросы, поэтому знать нужно в этой части всё. Ответы на вопросы в духе – «не помню, надо смотреть документы» с налогового языка на русский переводится – «я еще не придумал, как мне это объяснить». Наш совет – если уж пошли на это мероприятие, избегайте таких ответов. Чтобы не останавливаться на всем многообразии возможных вопросов мы предлагаем ознакомиться с реальным протоколом такого мероприятия. Выглядит он так:

Будем честны перед друг
другом, в 99% случаев инспекция вызывает налогоплательщика обоснованно, поэтому
далее исходим из, скажем мягко, мифичности ваших со спорным контрагентом
отношений.

Поэтому мы советуем
налогоплательщику готовиться к вопросам и формировать на них ответы так, как
если бы вас спрашивали об отношениях с не проблемным контрагентом. Не думаю,
что у вас вызывали бы затруднения какие-либо вопросы по реальным контрагентам.

То есть это вопросы о существующей
практике поиска контрагентов, ведение переговоров с ними, заключения договоров,
их исполнении и т.п. Такой порядок должен быть примерно одинаковым в отношении
всех контрагентов, как спорных. Так и тех, к которым нет претензий.

При этом вызову в налоговый орган как правило предшествует требование инспекции о предоставлении документов по спорному контрагенту. Поэтому инспектор будет владеть общей информацией о ваших с контрагентом отношениях и их особенностях. Поэтому «на ходу» придумывать ответы на вопросы вряд ли получиться.

Последним штрихом этой беседы будет демонстрация на компьютере инспектора всей цепочки контрагентов от вас до 3,4 звена (АСК НДС-2). Выглядит примерно так:

Ну и куда без добрых советов! Обязательно предупредят о грядущей выездной налоговой проверке, если вы будете продолжать упорствовать и капризничать!

Информационное письмо

Третьим этапом будет являться направление в ваш адрес
информационного письма, в котором будет еще раз предложено подать уточненную
налоговою декларацию и убрать вычеты по спорному контрагенту.

Отвечать на такое письмо не
обязательно.      

Какое принять решение: подать
уточненную декларацию или игнорировать претензии инспекции – решать только
собственнику бизнеса. Поскольку это его риски и ответственность.

Какой мы можем дать совет –
задайте себе вопрос: сможете ли вы обеспечить такой документооборот со спорным
контрагентом, как и со всеми остальными контрагентами? В случае утвердительного
ответа на этот вопрос – возможно и поконфликтовать с инспекцией.

В принципе то мероприятие, о котором мы разговариваем, может иметь и положительные последствия. Как говорят предупрежден – значит вооружен. Вы знаете, что среди ваших безупречных контрагентов есть тот, который вызвал сомнения у инспекции. А значит есть время привести с ним документооборот в надлежащий вид, восстановить переписку, закрыть долги, познакомиться с директором, найти утраченные документы (например, транспортные) и иным образом закрепить реальность спорных отношений. Условным завтра выездную проверку вам все-равно не назначат. 

Несколько нюансов выше обозначенного:

1. За неявку в инспекцию по
уведомлению о вызове налогоплательщика может последовать ответственность,
предусмотренная ст. 19.4 КоАП РФ

(предупреждение
или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной
тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей
).

2. Поскольку такое
мероприятие не является допросом, ответственность за отказ отвечать на вопросы
инспектора не влечет административной ответственности (если не считать еще
более подозрительное к вам отношение со стороны налогового органа).

3. Вы вправе пользоваться
любыми письменными записями и документами, и никто не вправе запретить ими
пользоваться или попросить их передать инспектору.

4. Встречаются очень невоспитанные, бестактные и некультурные инспекторы. Но это уже лирика…

 

Адвокат Ташланов Владислав Анатольевич

 

КОММЕНТАРИИ: 2

  1. Прочитав статью, кажется, что всё очень просто. Но когда попадаешь в такую ситуацию, становится не совсем понятно, как действовать

    Ответить
  2. Ну для этого и нужны адвокаты, обращайтесь, поможем

    Ответить

Написать ответ или комментарий